7. Хорошие манеры ребёнка — зеркало семейных отношений.
"Спасибо", "Извините", "Можно ли мне..." должны войти в речь детей до школы. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: "Чтобы я больше этого не слышал!", "Вынеси мусор". Превратите их в вежливые просьбы. Ребёнок непременно скопирует ваш стиль.
8. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Научите его внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребёнку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: "Где находится туалет?" – или сам займёт очередь к специалисту.
9. Приучайте ребёнка к самостоятельности в обыденной жизни.
Чем больше он может делать самостоятельно, тем более взрослым себя ощущает.
Научите ребёнка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.)
Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребёнка самостоятельно принимать решения.
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребёнком насчёт меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде.Также приучайте его считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с детьми.
Если ребёнок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объёма и массы.
Продуктовые магазины — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания. Попросите ребёнка положить в корзину три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку чёрного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребёнок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить четыре глубокие тарелки, возле каждой справа положить ложку. Спросите, сколько ложек ему понадобится.
Ребёнок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на нужный крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребёнка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.